МузейВыставкиКоллекцииРабота музеяСобытияПроектыПартнеры

  ТРИ ВЕКА РУССКОГО ИСКУССТВА
  Выставка из фондов Русского музея (г. Санкт-Петербург)
  Программа "Россия" в Барнауле



Неизвестный художник. Царевич Дмитрий. 1-пол. XVIII в.
12 сентября 2007 года в Государственном художественном музее Алтайского края к 70-летию Алтайского края состоится торжественное открытие выставки "Три века русского искусства" в рамках федеральной комплексной программы «Россия»

Экспозиция включает в себя 62 шедевра изобразительного искусства ХVIII - ХХ столетий и наглядно демонстрирует основные процессы, протекавшие в искусстве России за три столетия, а также дает представление о богатстве коллекции Русского музея.

Выставка была подготовлена Русским музеем в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга - города, основанного Петром I в 1703 году, а потому посвящена только трем столетиям в истории русского искусства. До Петра I Россия не знала светского искусства. Зарождение его начинается только в XVIII веке, благодаря петровским реформам. Новая школа живописи быстро развивалась, впитывая опыт зарубежных стран, участвовавших в ее формировании. И уже во второй половине XVIII столетия в России появились художники, не уступавшие европейским ни в умении, ни в таланте.

Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в желтом платье. 1770-е
Работы Федора Алексеева, запечатлевшего Петербург ХVIII века, отличаются жизненностью бытовой среды и демонстрируют начало пейзажной русской живописи. ("Вид Казанского собора в Петербурге").

Самые выдающиеся портретисты этого времени - Дмитрий Левицкий, знаменитый своей серией портретов воспитанниц Смольного монастыря и Владимир Боровиковский, автор многочисленных портретов в духе сентиментализма и Федор Рокотов. Д.Левицкий на выставке представлен "Портретом Александра Васильевича Храповицкого (1749-1801), писателя, впоследствии статс-секретаря" и "Портретом неизвестной молодой женщины, В.Боровиковский - "Портретом архиепископа Михаила (М.М.) Десницкого", а Ф.Рокотов - "Портретом неизвестной в желтом платье".

А.М. Иванов. Дети, пускающие мыльные пузыри
Главной темой искусства ХVIII - XIX веков была жизнь представителей высших кругов русского общества. Первым художником, посвятившим свое творчество крестьянской теме, стал Алексей Венецианов ("Крестьянский мальчик, надевающий лапти"). Его крестьяне, одетые в простые одежды, занятые обыденными делами, составляют выразительнейшую галерею истинной России середины XIX века.

О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Маленькая женщина (Дочь художницы Екатерина Дмитриевна Кардовская, род 1900). 1910
В первой половине XIX века в России появилось много прекрасных художников, в силу разных обстоятельств не ставших знаменитыми, как их современники Карл Брюллов (автор знаменитейшего полотна "Последний день Помпеи") или великий романтик Орест Кипренский. Однако, они составили фон, на котором блистали эти знаменитости. В фондах Русского музея немало таких произведений, некоторые представлены и на выставке "Три века русского искусства" (Андрей Иванов "Дети, пускающие мыльные пузыри").

В середине XIX века в русском искусстве появляются тенденции, противоположные классицизму и романтизму. Обыденная жизнь простого человека все чаще появляется на полотнах художников. А во второй половине века начинается расцвет пейзажа, портрета, бытового жанра. Творчество этого времени представлено на выставке работами таких известных мастеров как Иван Шишкин ("Сосновый лес"); Василий Перов ("Парижские тряпичники"), Иван Крамской ("Портрет издателя А.С.Суворина"); Василий Суриков ("Портрет неизвестной на желтом фоне"); Владимир Маковский ("Дети в мастерской художника"), Иван Айвазовский ("Вид с моря. Крым"); Илья Репин ("Портрет члена Государственного совета министра финансов С.Ю.Витте (1849-1915)", "Портрет сказителя былин В.П.Щеголенка"); Николай Ярошенко ("Портрет художника Н.Н.Ге"); Апполинарий Васнецов ("Горное озеро на Урале").
А.А. Пластов. Летом. Грибы. 1953-1954
Эти и многие другие художники, создали своим творчеством настоящую энциклопедию характеров разных сословий России.

На рубеже XIX и XX веков в русское искусство пришла новая волна, акцентирующаяся на художественности и получившая глубокое развитие в творчестве художников "Мира искусства": Александр Бенуа ("Статуи в парке"), Константин Сомов ("Летнее утро"), Константин Богаевский ("Старый Крым), Михаил Нестеров ("Несение креста"), Борис Кустодиев ("Балаганы").

В это время существует много групп и объединений. Все чаще источником вдохновения художников становятся национальные традиции. Например, в творчестве участников группы "Бубновый валет" - впечатления от предметов народного творчества: лубочных картин, игрушек и т.д. На выставке можно увидеть произведения Петра Кончаловского ("Кассис"), Ильи Машкова ("Городской пейзаж").

Представленные на выставке произведения художников XX века демонстрируют преемственность последующих поколений, а также развитие художественных традиций: Александр Самохвалов "Осоавиахимовка", Юрий Пименов "Прифронтовая дорога", Аркадий Пластов "Летом. Грибы", Евсей Моисеенко "Память".

По материалам Пресс-центра Государственного Русского музея

В рамках выставки "Три века русского искусства" объявлен краевой конкурс творческих литературных работ «Слово и образ»

Адрес музея: ул. М. Горького
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник, вторник
Телефон для справок: 50-22-29, 50-22-24


Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края.