МузейВыставкиКоллекцииРабота музеяСобытияПроектыПартнеры

  СВОБОДНАЯ СТИХИЯ


18 октября 2006 года в 15.00 в Государственном художественном музее Алтайского края состоится открытие совместного с Тюменским областным музеем изобразительных искусств выставочного проекта "Свободная стихия".


И.К. Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уффици. Флоренция
Государственный художественный музей Алтайского края продолжает знакомить барнаульцев с шедеврами из коллекций художественных музеев России. В конце прошлого года с большим успехом прошла выставка "Возвращение Данаи", организованная совместно с Омским художественным музеем. Новый проект - "Свободная стихия" - представит на суд зрителей три уникальных произведения непревзойденного "певца моря" Ивана Константиновича Айвазовского, а также литографии А.П. Боголюбова, посвященные событиям Крымской войны из собрания Тюменского областного музея изобразительных искусств.

Благодаря данному обменному проекту жителям Барнаула впервые предоставится возможность познакомиться с полотнами Айвазовского "В волнах" (1893), "Флот в виду севастополя" (1890), "Ялта" (1899) и графическими работами А.П. Боголюбова "Сражение парохода "Владимир" (1853), "Фрегат "Флора" (1853). В свою очередь тюменцы смогут познакомиться с шедеврами А.К. Саврасова из коллекции ГХМАК.

Вся жизнь Айвазовского была связана с морем. Рожденный в Феодосии, он посвятил свое творчество изображению величественной, изменчивой и необъятной морской стихии. Профессор и академик, признанный многими европейскими Академиями художеств, Айвазовский своим творчеством прославил русских мастеров кисти за границей, а у себя на родине, в России приобрел всеобщее признание и почет. За свою долгую жизнь (1817-1900) И.К. Айвазовский создал невероятное количество произведений - более шести тысяч!

Фото из Альбома  Айвазовский  известный и неизвестный, Самара: Агни, 2000, стр. 47.
И.К. Айвазовский за работой. 1899 г.
Предки художника по отцовской линии были армянами, выходцами из Галиции, затем расселились в Валахии и Молдавии, а в начале XIX века отец Айвазовского, мелкий торговец, переехал в Крым. Семья носила фамилию Гайвазовские, в 1841 г. Иван Константинович сменил ее на более звучную - Айвазовский.

Работал Айвазовский каждый день, не ожидая, когда к нему придет вдохновение, причем писал очень быстро. Нескольких часов у мольберта ему хватало для создания небольшого морского пейзажа, многометровые полотна он писал за 1-2 недели. Несколькими лаконичными штрихами он набрасывал композицию. Начинал картину с центральной части, затем писал все остальное.

Бури и кораблекрушения, борьба и победа человека над стихией - излюбленная тема Айвазовского. К ней он обращается на протяжении всего своего творческого пути. В 1843 году художник прочел в газете о кораблекрушении у берегов Африки.

И.К. Айвазовский. Девятый вал.
Авторская реплика. 1857.
Это реальное событие стало основой сюжета полотна "Девятый вал" (1850), которое по праву считается самым романтическим произведением мариниста. В коллекции барнаульского художественного музея находится авторское повторение этого полотна, выполненное Айвазовским в 1857 году в уменьшенном формате.

Судьба великого мариниста складывалась счастливо, однако пышности и великолепию Петербурга он предпочел независимую трудовую жизнь в маленьком провинциальном городе, где он родился, и куда его постоянно тянуло из холодной северной столицы. В 1845 году художник навсегда поселился в Феодосии, где, выйдя на балкон в любое время суток, мог любоваться панорамой города, морем, кораблями. Этот вид, открывающийся взгляду художника, он и запечатлел в картине "Феодосия в лунную ночь…" (1880, собрание ГХМАК).


И.К. Айвазовский. Феодосия в лунную ночь. 1880 г.
Айвазовский, первый в русской живописи, передал беспредельность морских границ России, показал флот, защищающий и охраняющий её морские рубежи. Картина "Флот в виду Севастополя" ("В виду крымских берегов") из собрания Тюменского областного музея изобразительных искусств (ТМИИ) написана мастером в 1890 году, когда Айвазовский был уже в преклонном возрасте.

Создание картины "В волнах" (1893, находится в ТМИИ) возможно, связано с поездкой Айвазовского в Америку в 1892-1893 годах. Ниагарский водопад и могучая ширь Атлантического океана произвели на него огромное впечатление.

В душе Айвазовского всегда жила мечта о том, что лучшая его картина ещё впереди, и в этой мечте художник черпал силы для подвижнического труда. Незадолго до смерти, в 1899 году, им была создана картина "Ялта" (находится в ТМИИ). "Я очень много в этом году написал - 82 года заставляют меня спешить" - говорил художник. Так же как и прежде, он чувствует себя демиургом, рождающим на холсте первозданную морскую стихию.

Айвазовский еще при жизни приобрел славу и широкое признание. Он был почетным членом самых крупных европейских Академий художеств, Флорентийская Академия заказала знаменитому маринисту автопортрет для галереи Питти. За всю историю искусства из русских художников этой чести удостаивался только О. Кипренский. От искусства неотделима общественная и благотворительная деятельность художника. Айвазовский многое сделал не только для родной Феодосии, он помогал нуждающимся студентам Академии художеств, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат. На памятнике из белого мрамора, воздвигнутом художнику, высечены слова: "Родившись смертным, оставил по себе "бессмертную память".

Кроме перечисленный выше полотен в экспозицию включены произведения, не принадлежащие кисти Айвазовского, но связанные с его творчеством общностью темы. Это "Пейзаж с облачным небом" В.Д. Орловского, "В морском просторе при закате солнца" Н.Н. Дубовского, "Морской пейзаж" А.В. Гинее и др.

Выставка дополнена моделями кораблей, воссоздающих страницы истории мореплаванья ХV - ХХ веков.

Выставка работает с 18 октября 2006 года по 14 января 2007 года.

Адрес музея: пр. Ленина, 88
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Выходные дни: понедельник, вторник
Телефоны для справок: 61-18-88 , 61-06-71


Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края.