МузейВыставкиКоллекцииРабота музеяСобытияПроектыПартнеры

    Русское искусство XVIII - начала XX веков
    Православное искусство
    Первые художники Алтая (1-я половина XX века)
    Современное искусство Алтая (2-я половина XX века - XXI век)
    Декоративно-прикладное искусство
    Народное искусство
    Зарубежное искусство


  ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО. ХХ ВЕК

Фрагмент экспозиции. В центре - полотно
П. Кузнецова "На Красной площади". 1923
Коллекция отечественного искусства XX века - самая обширная в собрании музея (более 5480 предметов) - включает произведения ведущих мастеров "социалистической эпохи" как "левого", так и "правого" толка, живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного-искусства и народных художественных промыслов. Отдельные замечательные произведения художников Москвы и Ленинграда - Петербурга, принадлежащие А.Д. Древину и Н.А. Удальцовой (обретшим свой стиль на Алтае), А.Н. Самохвалову, П.П. Кончаловскому, И.Э. Грабарю, Б.В. Иогансону, А.В. Лактионову, Ю.И. Пименову, В.И. Попкову, А.А. Тутунову, А.Т. Звереву и многим другим,
А.Д. Древин. Долина реки Чарыш. 1930
соседствуют с достаточно цельными коллекциями современных художников Урала и Сибири ( в их числе - одни из лучших коллекций произведений А.Г. Поздеева и Г. Райшева). Особое место занимают небольшие коллекции работ художников алтайской диаспоры Москвы и Петербурга (В.Г. Калинина, В.Н. Гориславцева, В.Г. Сидоренко, В.С. Муратова, А.Ф. Комелина).

Н.А. Удальцова. Алтай. Заготовка сена. 1931
Экспозиция отечественного искусства первой половины ХХ века охватывает собой самый сложный и наиболее противоречивый период в истории отечественного искусства: от революционно-мифологизированного до почти полностью тоталитарно-идеологизированного. Но, несмотря на все трагические коллизии, это время породило настоящие произведения живописи, скульптуры, графики.

П.И. Басманов. В степи. Водовозка. Сибирь. 1933
Начинается экспозиция с произведений известных художников, ставших хрестоматийными символами эпохи – И.Э. Грабаря («Портрет итальянского литературоведа Ле Гатто Этторе»), П.В. Кузнецова («На Красной площади», 1923), П.П. Кончаловского («Дача», 1919; «Натюрморт», 1920), входивших в художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», которые еще в начале века определяли искания и достижения отечественного искусства.

А.Н. Самохвалов. Девочка с апельсином. 1934-1935
Ф.С. Богородский, А.Н. Самохвалов, Г.Д. Лавров, В.Н. Яковлев, А.Д. Древин, Н.А. Удальцова – признанные лидеры художественных группировок 20-х годов - «Бытия», «Жар-цвета», «Маковца», «ОМХа», «13-ти», «АХРРа», исповедовали не только различные эстетические принципы и творили в различных манерах, но и работали в разных городах и странах. В Италии - Василий Яковлев («Вечер. Сорренто»; 1933) и Федор Богородский («Дом А.М. Горького в Италии»; 1929), во Франции - Георгий Лавров («Вакханка»; 1928, мрамор).

Г. Лавров. Вакханка. 1928
Новации полотен Самохвалова «Щебенщики» (1920-е), «На берегу» (1920-е), «Девочка с апельсином» (1934-1935) строятся на приверженности традициям Ренессанса, монументализации форм и петрово-водкинской трехцветке в колорите.

Творчество Древина и Удальцовой принадлежит к так называемому поэтическому реализму, именно к нему через кубофутуризм и конструктивизм пришли художники в своих алтайских работах на рубеже 20-х–30-х годов. Образы Алтая в их работах: «Долина реки Чарыш» (1930) у Древина; «Дух белой лошади» (1931), «Алтай. Заготовка сена», «Алтай. Озеро в горах» и других у Удальцовой – проникнуты особым чувством единства всего сущего, когда «микрокосм» наделен свойствами «макрокосма».

Ю.И. Пименов.
На железнодорожной станции
В начале 1930-х годов, наряду с произведениями, создаваемыми в соответствии с партийной идеологической доктриной, прямолинейно выражающими пафос эпохи, появлялись работы полностью чуждые официальной риторике: лирические, созерцательные, вдумчивые, «безыдейные». Они несли в себе «тихий протест» против официального иделогизированного искусства.

Произведения С.В. Герасимова: «Пейзаж со стадом», «Портрет жены», «На этюдах»; Н.М. Чернышева: «Новгород» (1926), «Коза (Воспитанница детского дома)» (1920-е); В.А. Гринберга: «Лесной проспект» (1934), «Натюрморт с селедкой» (1935); П.И. Басманова: «Прогулка» (1937), «В степи. Водовозка. Сибирь» (1933) - из нашего собрания являются подтверждением того, что настоящее искусство не было уничтожено жестокой машиной тоталитарного государства, а было сохранено и нашло свое продолжение в искусстве следующих десятилетий.

П.А. Радимов, Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, Г.М. Шегаль, Ю.И. Пименов и другие замечательные художники сохранили в отечественном искусстве 1940-1950–х годов традиции высокой живописной культуры.

Б.В. Щербаков. Колхозное изобилие. 1950
Н.В. Томский. Портрет дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя П.А. Покрышева. 1948
В небольшом по объему разделе экспозиции искусства этого периода показано все жанровое разнообразие в творчестве действительно больших мастеров, какими были в натюрморте А.М. Герасимов «Бледнеет ночь» (1956), Б.В. Щербаков «Колхозное изобилие» (1950), И.С. Богданова «Натюрморт с ветчиной» (1958); в портрете - Ю.П. Кугач «Тетя Катя» (1956), Н.В. Томский «Портрет дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя П.А. Покрышева» (1948, бронза), В.Н.Керенский «Оксана» (1957, мрамор); в пейзаже – В.Ф.Стожаров «Сентябрь» (1953), «Последний луч. Сушка льна» (1956), И.И. Бокшай «Карпатские леса» (1951), В.Ф. Штраних «Баньки на Северной Двине» и другие. Но главным жанром живописи стала сюжетно-тематическая картина.

Своеобразную популярность в пятидесятые годы приобрел бытовой жанр с его бесхитростными житейскими историями: «Школьники на концерте» (1952) Б.В. Корнеева, «Подарок» (1954) Б.И. Гринина, «Весна» (1957) С.Ф.Якушевского.

Ю.М. Непринцев. Пей, сынок, пей! 1957
Особое место в искусстве этого времени занимают картины-воспоминания о Великой Отечественной войне. К этой теме обращаются как молодые художники выпускники ВУЗов - П.П. Смукрович «За боевые заслуги» (1953), так и зрелые мастера. Солдат-победитель, прошедший нелегкими дорогами войны, предстает перед зрителем в жанровом полотне Ю.М. Непринцева «Пей, сынок, пей!» (1957). Совершенно по-новому звучит в этой работе тема войны. Естественно, без патетики трактованы художником главные герои картины – войны-освободители.

А.И. Лактионов. Летом. 1951-1954
Воплощенной мечтой о послевоенном счастье и мире стала картина А.И. Лактионова «Летом» (1951-1954). Гимн красоте русской женщины звучит в картине В.Г. Цыплакова «После трудового дня» (1954).

Завершает экспозицию картина Л.В. Кабачека «Праздник урожая в Чувашии (С праздника)» (1957). Это не просто одно из ударных полотен экспозиции, а произведение уже новой постсталинской эпохи, когда на арену истории выходит новое поколение художников с новым взглядом на мир, опровергающее догмы социалистического реализма сталинского образца. Не порывая с реалистической традицией, позволяющей полнее выразить внутренний мир современников, они ищут новый пластический язык, тот язык, на котором заговорит отечественное искусство в последующие десятилетия.

Основу экспозиции советского декоративно-прикладного искусства и народных промыслов 1930-1950-х годов составляет художественная керамика. В произведениях керамики довоенного времени актуальным стал отход от производственного искусства и возвращение его в быт.

Г.Д. Чечулина. Царевна с волком. Фарфор
Обращение к традициям классически строгих форм и кобальтовой росписи характерно для предметов из питьевого прибора Ленинградского фарфорового завода (1939, скульптор С.Е. Яковлева, роспись М.Н. Моха), к приемам народного творчества - в декоративных вазах ведущих мастеров Конаковского фаянсового завода И.Г. Фрих-Хара и В.Г. Филянской. Керамика 1950-х годов представлена популярными в послевоенный период темами дружбы народов мира и Советского Союза, образами фольклора и сказок в скульптурах В.Т. Боголюбова «Илья Муромец» (1956, майолика) и Г.Д. Чечулиной «Царевна с волком» (фарфор). В посудных и декоративных формах московских фарфоровых заводов видны своеобразные черты двух направлений: графическая орнаментальная манера росписи в изделиях Дмитровского (Вербилковского) завода, основанного в XVIII веке Гарднером (сервиз Н.Н. Вишневской «Дружба СССР с Индией», 1956) и принципы свободной кистевой росписи в работах Т.И. Воскресенской – художницы Дулевского завода (фарфоровый сервиз «Малышки», 1958, майоликовые сосуды-птицы, 1959).

Привлекает внимание в экспозиции мелкая пластика – миниатюры на анималистическую, детскую тему, жанровые фигурки с атрибутами танца и труда, символизирующие культуру различных национальностей. Выполненные мастерами Москвы, Ленинграда, Прибалтики на предприятиях Художественного фонда СССР, они отмечены стилистическим сходством, некоторой академической рафинированностью и иллюстративностью.

Народные промыслы 1930-1950-х годов представлены традиционным искусством богородских резчиков Подмосковья, расписными изделиями объединения «Хохломская роспись» Горьковской области, а также прославленной миниатюрной лаковой живописью Федоскино, Мстеры, Палеха.

>> Коллекция отечественного искусства XX века. Живопись

Адрес музея:
г. Барнаул, ул. М. Горького, 16
Проезд городским транспортом до остановки "Ул. Льва Толстого"
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Каждый четверг месяца : с 11.00 до 19.00
Выходные дни: с 01.09 по 01.06 понедельник, вторник,
с 01.06 по 01.09 - воскресенье, понедельник
Телефоны для справок: 50-22-29


Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края.