МузейВыставкиКоллекцииРабота музеяСобытияПроектыПартнеры

    Православное искусство
    Отечественное искусство. ХХ век
    Первые художники Алтая (1-я половина XX века)
    Современное искусство Алтая (2-я половина XX века - XXI век)
    Декоративно-прикладное искусство
    Народное искусство
    Зарубежное искусство


РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ


А.К. Саврасов. Весенний вечер. 1886
Коллекция русского искусства включает произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства ХVIII - начала ХХ веков (около 450 экспонатов). Частично поступила из центральных музеев при организации алтайского музея. Большая часть скомплектована сотрудниками музея в 1970-1990-х годах.

Несмотря на наличие лакун, эта коллекция, имея яркие и характерные памятники, дает представление о развитии русского искусства в целом и отдельных его периодов. В числе интереснейших образцов портретного и бытового жанра - творения неизвестных мастеров ХVIII века, В.А. Тропинина, А.П. Брюллова, П.П. Чистякова, И.Н. Крамского, В.Е. и К.Е. Маковских, С.А. и К.А. Коровиных, Н.П. Богданова-Бельского, М.И. Козловского, М.М. Антокольского, П.Ф. Трубецкого.

Большей полнотой обладает коллекция русского пейзажа: от Ф.М. Матвеева, включая прекрасные образцы русского реалистического пейзажа (И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.К. Айвазовский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, мастера "Союза русских художников") до П.Ф. Кузнецова и А.Р. Эберлинга (бывшего на Алтае в эвакуации).

А.Р. Менгс.
Триумф Екатерины.
Значительная часть коллекции представлена в постоянной экспозиции «Шедевры русского искусства XVI - начала XX веков».

В собрании ГХМАК присутствуют произведения художников второй половины ХVIII века. Ведущим стилем этого времени был классицизм, в русле которого выполнена «Мифологическая композиция» неизвестного художника круга А.П. Лосенко, а также «Портрет графа И.Г.Орлова» и «Портрет С.Ф.Макарова» кисти неизвестных художников.

В коллекции музея также представлен раздел «россики», включающий портреты, выполненные иностранными художниками. Изыскан по колориту «Портрет неизвестной» (1780-е) француза Ж.-Л. Вуаля, в парадном полотне «Триумф Екатерины» (вторая половина ХVIII века) известный немецкий художник А.Р. Менгс создает аллегорическую композицию о мудром правлении великой императрицы. В стилистике романтизма исполнен «Портрет девушки» (1819) венгерского художника Я. Ромбауэра, полон лиризма и тихой грусти «Портрет М.И. Барятинской, в замужестве Кочубей» (1840-е) британской художницы К. Робертсон.

В.А Тропинин. Портрет дамы в зеленом. 1838
В первой половине ХIХ века углубляется реалистическая трактовка портретного образа. Утонченный аристократизм «Портрета Н.В. Давыдовой, урожденной графини Орловой» неизвестного художника соседствует с портретом писателя и критика А.В. Дружинина кисти К.А. Горбунова. В русле народного бытового портрета написаны «Портрет неизвестной» (1830) Я.И. Аргунова и «За чтением» неизвестного художника второй четверти ХIХ века. Холодно, с любезной улыбкой смотрит с портрета Г.И. Кадунова вельможа В.П. Кочубей. Прелестны «Портрет мальчика А.А. Линдера»(1845) Ф.А. Моллера и «Портрет Львовой ребенком» И.К. Макарова.

Образ московской барыни с великолепным мастерством создал в «Портрете дамы в зеленом»(1838) В.А. Тропинин.

Пейзаж первой половины ХIХ века представлен в экспозиции картинами «Горный монастырь» (1818) Ф.М. Матвеева, «Пейзаж со жнецами» М.С. Эрасси и «Пейзаж с деревом» неизвестного художника.

Морская стихия стала главной темой произведений И.К. Айвазовского - «Девятый вал» (1857) и «Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город» (1880). Картина другого художника-мариниста А.П.Боголюбова «Бой русского брига с двумя турецкими кораблями» (1857) написана в честь подвигов Черноморского флота в Крымской войне 1853-1856 годов.

И.И. Шишкин. Осень. 1894.
И.И. Шишкин. Лес
Большой раздел коллекции занимают произведения передвижников. Любовью к могучей красоте родной природы проникнуты пейзажи М.К. Клодта, И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского.

Гордостью собрания являются четыре картины великолепного мастера, родоначальника русского лирического пейзажа А.К. Саврасова, среди которых один из его шедевров – пейзаж «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).

В портрете художники-передвижники выразили новый идеал человеческой личности – образ русских интеллигентов, «властителей дум» своего времени, людей высоко духовных. С потрясающим психологизмом выполнен С.А. Коровиным «Портрет В.Г. Перова» (1882).

Глубиной и точностью характеристики отличаются «Портрет А.А. Ильина» (1875) Н.А. Ярошенко, «Женский портрет» П.П. Чистякова, «Странник» (1870) И.П. Волкова, "Старуха" Н.А. Касаткина, "Унтер" К.Е. Маковского.

Н.П. Богданов-Бельский. Новые хозяева. 1914
К актуальным публицистическим темам, волновавшим современников, обращались в своем творчестве передвижники-жанристы. В картине "По Великому Сибирскому пути" (1883) Н.Е. Сверчкова излюбленная художником тема странствий в кибитке по бескончным дорогам приобретает драматическое звучание. Гибели «дворянских гнезд» посвящено большое полотно Н.П. Богданова-Бельского с символическим названием «Новые хозяева» (1914).

М.М. Антокольский. Христос. 1878-1879. Бронза
В разделе скульптуры представлены произведения известных мастеров XVIII – начала ХХ веков.

Изяществом и красотой движения отличается «Пастушок с зайцем» (1789, гипс) виднейшего скульптора периода расцвета русского классицизма М.И. Козловского; к самым драматическим моментам «Одиссеи» Гомера обращается в рельефах «Пир женихов Пенелопы» и «Месть Одиссея женихам» (1810 – 1815; металл, литье) Ф.П. Толстой.

В небольших по размеру, «кабинетных» скульптурах Е.А. Лансере «Казак с казачкой» (1873, бронза) и «Киргиз с беркутом» (бронза) отразились достижения бытового и анималистического жанров второй половины XIX века. В традициях передвижников выполнена композиция «Мужик в телеге» (бронза) Е.Г. Карповой-Коншевской.

Глубоким психологизмом и мастерской проработкой форм отличается бронзовый бюст «Христос» (1878 – 1879) выдающегося скульптора второй половины XIX века М.М. Антокольского.

Динамичен и выразителен «Портрет Л.Н. Толстого» (1899, гипс тонированный) П.Ф. Трубецкого, тонкого мастера импрессионистической пластики.

>> Коллекция русского искусства XVIII - начала XX веков. Живопись

>> Коллекция русского искусства XVIII - начала XX веков. Графика

>> Коллекция русского искусства XVIII - начала XX веков. Скульптура

Адрес музея:
г. Барнаул, ул. М. Горького, 16
Проезд городским транспортом до остановки "Ул. Льва Толстого"
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Каждый четверг месяца : с 11.00 до 19.00
Выходные дни: с 01.09 по 01.06 понедельник, вторник,
с 01.06 по 01.09 - воскресенье, понедельник
Телефоны для справок: 50-22-29


Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края.