МузейВыставкиКоллекцииРабота музеяСобытияПроектыПартнеры

  ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ АЛТАЯ
  Постоянная экспозиция



Г.И. Гуркин. Озеро Каракол. 1909
"Первые художники Алтая" - такое название носит постоянная экспозиция произведений живописи и скульптуры 1900 - 1940 годов алтайских художников, развернутая в зале №5 Государственного художественного музея Алтайского края. Несмотря на то, что музей обладает достаточно обширной коллекцией, в данной экспозиции мы показываем лишь ее небольшую часть.

Основу экспозиции составляют произведения собранные Л.И. Снитко, ее учениками и последователями. Эти работы гордость нашего собрания, их авторы снискали не только все сибирскую и всероссийскую славу еще в самом начале ХХ века.


Г.И. Гуркин. Хан-Алтай.
Григорий Иванович Гуркин (1870 - 1937), алтаец из рода Чорос, стал первым профессиональным национальным художником Алтая. Ученик И.И. Шишкина и А.А. Киселева по Российской Академии художеств, воспитанный на традициях русского реалистического искусства, Г.И. Гуркин в своем творчестве всегда оставался глубинно связанным с жизнью своего народа, его историей и культурой.


Г.И. Гуркин. Кочевье в горах.
Высокую оценку творчества Гуркина дали уже его современники. Отмечая яркий, самобытный талант художника сибирская пресса во всеуслышанье заявляла: "у Сибири появился, наконец, свой художник, сын Алтая, воспевающий дорогой и любимый край в красках".

Занимающий в наследии Гуркина ведущее место жанр пейзажа-картины стал для художника способом выражения мировоззрения, закрепленного в мифах, сказаниях и легендах алтайского народа.


Г.И. Гуркин. Озеро горных духов. 1910
Известные пейзажи Г.И. Гуркина "Озеро горных духов" (1910), "Катунь" (1906), "Алтай. Горная долина" (1909), "Озеро Каракол" (1909) и многие другие позволяют увидеть в художнике непревзойденного Мастера - певца Алтайских гор. Самым известнейшим и программным полотном Г.И. Гуркина стала картина "Озеро горных духов", наиболее совершенное и глубокое по содержанию произведение.

Застыло у подножия белой горы чудесной красоты озеро. Его холодные и спокойные воды отражают неяркий солнечный свет. Хрупкие белые льдины прибились к берегу, и только старые камни и старые кедры смотрятся в его зеркальную гладь ("Озеро горных духов", 1910).

Для исследователей искусства Сибири сегодня ясно, что творчество Андрея Осиповича Никулина (1878 - 1945) столь же значимо для искусства Алтая, как и творчество Г.И. Гуркина.


А.О. Никулин. Алтай. Гроза над озером.
На протяжении всей жизни художника Барнаул был самым родным и дорогим его сердцу городом. Ребенком его привезли сюда родители из Тобольской губернии, здесь он получил первоначальное художественное образование на уроках рисования в Барнаульском окружном горном училище. Отсюда, благодаря средствам от благотворительного любительского спектакля, сыгранного в Народном доме, уехал он учиться в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, которое с отличием закончил в 1903 году и был командирован в качестве пенсионера за границу. В Италии и во Франции провел художник три года. В столице искусства - Париже Никулин учился в знаменитой частной французской Академии Рудольфа Жульена. И открыл для себя импрессионизм. Импрессионизм для Никулина - это не просто сумма приемов, стилевая манера. Это особая философско-поэтическая концепция. Европейски образованным мастером вернулся А.О. Никулин в 1906 году в Барнаул. Здесь в 1908 году состоялась его персональная выставка. Она имела шумный успех у горожан. За барнаульской выставкой следует томская, затем саратовская, а в 1913 году А.О. Никулин среди представителей Русской художественной школы получает приглашение на международную выставку в Мюнхен.

Известный московский критик Сергей Глаголь писал в те годы: "На выставке "Свободное творчество" интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая". И это была чистая правда.


А.О. Никулин. Голубой Алтай
Никто, кроме Андрея Никулина, не умел так поэтично, так возвышенно и так патетично средствами живописи поведать о красоте Алтая, о его реках и водопадах, заснеженных вершинах, залитых солнцем долинах.

"Голубой Алтай" - самое известное произведение художника. Легко, виртуозно работает живописец, рождая на холсте изысканную феерию красок - пурпурных и ярко-фиолетовых, изумрудных и лазоревых. Изысканная и прозрачная живописная фактура передает как материальность переднего плана: каменные глыбы и ледовые торосы, струящиеся прозрачные воды и яркую зелень, так и легкую воздушность дальнего: красивое в сполохах белых облаков голубое небо и бескрайние, казалось бы, безжизненные, тающие в голубой дали скалистые уступы, свежую растительность горной долины и стремительный поток синей реки.

Это и другие, более поздние, полотна живописца отличает "театральное" видение. От театра идет любовь художника к цветовым эффектам. Белые, холодные, длинные языки ледников спускаются из расщелин каменных, покрытых редким лесом гор, у подножия которых застыло причудливой красы озеро. Луч солнца скользит по водной глади, освещая прибрежные камни. Все остальное покрыто тенью от нависших над горами и озером туч. Тяжелые, наполненные влагой, косматые, они наползают на небо и солнце, пронзительные лучи которого окрашивают все вокруг фантастическим светом, рождая ощущение космичности, - "Алтай. Гроза над озером".


М.И. Курзин. 1918 г.
Архив ГХМАК

Е.Л. Коровай. 1918 год.
Архив ГХМАК
Алтай, словно магнит, притягивает к себе художников. В послереволюционные годы здесь работает целая плеяда замечательных живописцев, как приехавших на Алтай уже сложившимися мастерами из Москвы и Петрограда, так и вернувшихся на родину после окончания столичных художественных заведений молодых и амбициозных авторов. Их имена тоже вошли в историю искусства, как первых профессиональных художников Алтая, но уже советской эпохи. Михаил Иванович Курзин, Елена Людвиговна Коровай, Алексей Николаевич Борисов, Василий Васильевич Карев, Николай Семенович Шулпинов были в числе тех, кто организовывал на Алтае в 1818 году первое художественное объединение - АХО (Алтайское художественное общество). Свои произведения они показывали на выставках, читали лекции, устраивали диспуты, организовывали и вели студии и даже в 1920 году открыли Музей живописной культуры. Это свидетельствует о том, что хоть и недолго (АХО разделило участь многих художественных объединений страны, распавшись через несколько лет после организации), но художественная провинция в 20-е годы жила интересной и насыщенной событиями жизнью. А по уровню мастерства и профессионализма провинциальные художники не уступали столичным.

Новый всплеск творческой активности на Алтае был связан с Великой Отечественной войной, когда на Алтае в эвакуации оказалась большая плеяда талантливых советских художников и серди них Дмитрий Филиппович Цаплин. Скульптор, уроженец Саратова, мастер анималистической скульптуры, получивший свое художественное образование в Европе, и снискавший там известность еще в 20 -е - 30- е годы. В Барнауле художник создал ряд прекрасных произведений, одно из которых скульптура "Сокол" украшает сегодня нашу экспозицию "Первые художники Алтая".

Адрес музея:
г. Барнаул, ул. М. Горького, 16
Проезд городским транспортом до остановки "Ул. Льва Толстого"
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Каждый четверг месяца : с 11.00 до 19.00
Выходные дни: с 01.09 по 01.06 понедельник, вторник,
с 01.06 по 01.09 - воскресенье, понедельник
Телефоны для справок: 50-22-29


Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края.